На смену незаконным и хаотичным сквотам в городах России приходят творческие резервации. Художникам здесь создаются все условия для работы, а организаторы в ответ ждут от них результата.
Меценаты и различные фонды уже давно во многих странах мира организовывают для художников творческие пространства. Как правило, это жилые помещения и мастерские, которые располагаются в колоритном месте, например, в старой крепости, в замке или на острове. Попасть в такую резиденцию можно по конкурсу: художник должен убедить организаторов, что его творческие навыки могут быть интересны жителям того места, куда он хочет отправиться. Художник живет и работает в артрезиденции бесплатно при условии, что часть созданных в этом месте произведений он оставит городу. Это традиционная схема существования таких пространств в европейских странах. Пермская резиденция организована по такому же принципу. Курирует ее Музей современного искусства в Перми.
«Треть художников будет из Перми, треть - из других городов России, треть - зарубежных. У нас уже много заявок от коллег из других стран. Наверное, потому, что Россия в международных программах Artists in residence раньше почти не участвовала, у нас была только одна маленькая резиденция в Кронштадте», - рассказывает Тамара Борисова, координатор артрезиденции в Перми.
Марат Гельман добавляет, что артрезиденция - это альтернатива сквотам, но существует она на законных основаниях. «В отличие от хаотично организованных коммун 90-х годов, где работа не всегда была на первом месте, артрезиденции существуют именно для творчества. Здесь созданы все условия, чтобы художник мог заниматься только своими произведениями и ни о чем больше не беспокоиться», - отметил галерист. Каждому художнику предоставляется мастерская и небольшая квартира. В настоящий момент организация снимает для художников городские квартиры, но совсем скоро закончится ремонт в жилом здании артрезиденции. В резиденции также расположится кафе, хостел, студия звукозаписи и медиалаборатория. В ответ организаторы ожидают от художников хороших результатов.
Артрезиденции создаются в том числе и для того, чтобы организовывать творческий процесс. В отличие от сквотов, где каждый делает все, что душа прикажет, в артрезиденциях есть правила, который художник должен соблюдать. Например, в артрезиденции, которая находится в Кронштадте, нельзя приводить гостей. В некоторых европейских творческих резервациях запрещен алкоголь и определено время для работы.
«У нас нет таких жестких правил. Художник не чиновник, чтобы стоять за мольбертом с 9 утра до 18 вечера. Заранее оговариваем только результат: после окончания проекта он должен представить нам, предположим, десять картин размером 10x10 м. Половину из них мы безвозмездно заберем себе. Предпочтение отдаем проектам в стиле public art, которые можно разместить в пространстве города, но это не обязательное условие. Инициатива должна исходить от человека», - продолжает Борисова.
Марат Гельман считает, что артрезиденции выполняет несколько задач. Во-первых, дает художникам из других городов и стран возможность получить новые впечатления, чтобы не «замыливался глаз», познакомиться с коллегами из других стран. Во-вторых, для жителей города - это возможность разнообразить свой досуг. «Важно наладить коммуникативные процессы между художниками и жителями города. В выходной день все желающие смогут прийти в артрезиденцию, посмотреть, как работают художники, поговорить с ними. Горожанам, думаю, будет приятно знать, что в их городе происходит что-то интересное», - объяснил Гельман.
Мацумаро Хан художник, который уже приехал в резиденцию из Южной Кореи начал творить вместе с Лысьвенским металлургическим заводом, который выпускает эмалированную посуду. «Будет нечто удивительное, - уверена Борисова, - для своей композиции он использует продукцию завода». Гельман надеется, что с помощью артрезиденций люди культуры смогут сделать городское пространство ярче и интереснее. К слову, Гельман предпочитает называть художественные резервации домами творчества и вспоминает письмо Максима Горького к советскому правительству, где писатель убеждал власти создавать такие дома, чтобы творческие люди могли обмениваться опытом.
Артрезиденция финансируется за счет города. Точную сумму, в которую обошлось создание артрезиденции и поддержание ее работы, организаторы проекта не называют.
«Не против современного искусства, но против тех денег, которые на них тратятся из бюджета области и города. Например, на создании знаменитой буквы «п» было потрачено 40 млн из краевого бюджета, а на проведение фестиваля «Белые ночи» - 120 млн из городского и 30 млн из краевого. Жителей спросили, хотят они тратить на искусство такие деньги?» - говорит Олег Митволь, экс-чиновник, которого давно беспокоят те суммы, в которые обходится Перми современное искусство.
Статья "В Перми создали творческое пространство, где художники смогут жить и работать"